Типичные нарушения законодательства об образовании - Управление по образованию Борисовского районного исполнительного комитета
Пн-Пт 8:30-17:30 Обед 13:00-14:00

Типичные нарушения законодательства об образовании

По результатам проверок, мониторингов и иных контрольно-аналитических мероприятий следует выделить следующие характерные нарушения законодательства об образовании, допускаемые субъектами хозяйствования частной формы собственности (далее – субъекты), в рамках оказания образовательных услуг:

субъекты продолжают организовывать работу «мини-детских садов» и (или) групп кратковременного пребывания детей (с 2-ух лет, проведением занятий (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир, подготовка к школе и т.п.), а также предоставлением питания;

не выполняются требования части второй статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании),
а именно, субъекты хозяйствования, как иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, не уведомляют структурные подразделения об осуществлении на территории административно-территориальной единицы образовательной деятельности;

Справочно:

Иные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляют местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении осуществления ими образовательной деятельности, кроме лицензируемой деятельности, образовательной деятельности при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 252  Кодекса об образовании.

Ответственность за непредставление сведений, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, предусмотрена статьей 24.11 КоАП.

в уставах субъектов не указан порядок организации образовательного и воспитательного процессов, что не соответствует пункту 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227;

Справочно:

Учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов.

Согласно пункта 2 Правил безопасности, - настоящие Правила распространяются на обучающихся, осваивающих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях (далее - учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи).

не выполняются требования пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании. Так, в отношении лиц, принимаемых на работу на должности педагогических работников, при заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности, не осуществляются запросы из единого государственного банка данных о правонарушениях;

Справочно:

При приеме на работу на должности педагогических работников, заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности иная организация, осуществляющая образовательную деятельность, которые заключают гражданско-правовые договоры на осуществление педагогической деятельности, наниматель, обязаны запрашивать в отношении лиц, с которыми они заключают соответствующий договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

не выполняются требования к порядку зачисления (статьи 58 и 59 Кодекса об образовании) и отчисления обучающихся (пункт 1 статьи 68 Кодекса об образовании), выдаче документов об обучении (статьи 91 и 93 Кодекса об образовании (при реализации образовательной программы обучающих курсов). Как пример, порядок оказания платных услуг, а также взаимные права, обязанности и порядок взаимоотношений определяются публичным договором, что не соответствует положениям подпункта 2.7. пункта 2 статьи 59 Кодекса об образовании

Справочно:

Типовая форма договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе установлена в приложении 10 постановления Минобразования от 09.09.2022 № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования». Несоответствие заключенного договора утвержденной форме нарушает права физического (обучающегося или его законного представителя) как потребителя услуги, что может повлечь ответственность в силу положений главы 4 «Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)» Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В силу части первой статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин

программы объедения по интересам не согласовываются со структурными подразделениями, что не соответствует положениям части четвертой пункта 7 статьи 235 Кодекса об образовании;

Справочно:

Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования), со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования по месту реализации образовательной программы (для частных учреждений образования и иных организаций), в порядке, определяемом Министерством образования.

Порядок согласования иными организациями программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины определен пунктом 38 Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

не выполняются положения, предусмотренные статьями 17 и 87 Кодекса об образовании, в части планирования и организации воспитательной работы с обучающимися, осваивающими содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и образовательной программы дополнительного образования взрослых. Указанная документация субъектами не ведется;

субъектами не создаются комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, что не соответствует части второй пункта 1 статьи 35 Кодекса об образовании;

Справочно:

Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника создается в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.

не выполняются требования, предусмотренные подпунктами 3.3. пункта 3 статьи 35 Кодекса об образовании, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

законодательства об образовании, допускаемые субъектами хозяйствования частной формы собственности, в рамках оказания образовательных услуг (на 01.04.2025)

 

п/п

Выявленных в ходе мониторинга нарушения (недостатки)

Требования нормативных правовых актов (структурный элемент, дата, номер, НПА)

ОБЩИЕ НАРУШЕНИЯ (НЕДОСТАТКИ)

1.

Не уведомляются местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль
за обеспечением качества образования

часть вторая пункта 4 статьи 26 Кодекса Республики Беларусь
об образовании (далее – Кодекс
об образовании)

2.

Не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования. В том числе  отсутствуют санитарно-гигиенические заключения (положительные) о соответствии капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, необходимых для осуществления образовательной деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и (или)
на работы, услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (образование)

подпункт 3.3 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании;

статья 31 Закона Республики Беларусь
от 7 января 2012 г. № 340-З
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

подпункт 3.5 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь
от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

пункт 7 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 3 августа 2022 г. № 227 (далее – Правила безопасности ДОДиМ);

абзац третий пункта 6 Правил безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 3 августа 2022 г. № 227 (далее – Правила безопасности ДОВ)

3.

Не соблюдаются противопожарные
и иные требования к оборудованию
и содержанию зданий и помещений

абзац седьмой пункта 17 Правил безопасности ДОДиМ;

абзац третий пункта 6 Правил безопасности ДОВ

4.

Не создается доступная среда
для организации безопасного пребывания с учетом комплексного подхода

пункт 8 Правил безопасности ДОДиМ;

абзац шестой пункта 6 Правил безопасности ДОВ

5.

Не разрабатывается учебно-методическая документация

пункт 9 статьи 86 Кодекса
об образовании

подпункт 3.2 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании

6.

Не разрабатывается программно-планирующая документация воспитания

пункты 4 и 5 статьи 87 Кодекса
об образовании

7.

Наименование должностей педагогических работников, принятых  на основании трудового договора, не соответствуют установленным требованиям

выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты от 29 июля 2020 г. № 69

8.

Не обеспечивается контроль ограничений на занятия соответствующих должностей при приеме на работу, заключении гражданско-правового договора

абзацы 2 и 3 пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании;

абзац 7 статьи 27-1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»
от 19 ноября 1993 г. № 257-XII (при обучении несовершеннолетних)

9.

Не определяются контрольные цифры приема с учетом санитарно-эпидемиологических требований

пункты 2 и 3 статьи 58 Кодекса
об образовании

10.

Заключенные договоры в сфере образования (договоры об оказании услуг при реализации образовательных программ
на платной основе) не соответствуют типовой форме договоров в сфере образования

статья 66 Кодекса
об образовании;

приложение 10 к постановлению Министерства образования
от 9 сентября 2022 г. № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования»

11.

Не размещаются в доступных для ознакомления местах либо в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте списки обучающихся, принятых (зачисленных) для получения образования

пункт 3 статьи 56 Кодекса
об образовании

12.

Не принимаются решения
о прекращении образовательных отношений

пункт 1 статьи 68 Кодекса
об образовании

13.

Не создается комиссия
по разрешению конфликта интересов педагогического работника

статья 35 Кодекса об образовании

14.

Не определяются порядок
и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования

статья 117 Кодекса об образовании

15.

В наименованиях юридических лиц,
не являющихся учреждениями образования, используются слова «оздоровительный лагерь», «детский сад», «школа» (кроме организаций физической культуры и спорта), «гимназия», «лицей», «училище», «колледж», «университет», «институт», «академия»

пункт 3 статьи 20 Кодекса
об образовании;

подпункт 1.1. пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.06.2006 № 402 «О некоторых мерах по упорядочению использования слова «академия», присуждения ученых степеней, присвоения ученых
и академических ученых званий»

16.

В рекламе предоставляемых услуг используются слова «оздоровительный лагерь», «детский сад», «школа» (кроме организаций физической культуры и спорта), «гимназия», «лицей», «училище», «колледж», «университет», «институт», «академия»

абзац четвертый пункта 9 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007  № 225-З «О рекламе»

НАРУШЕНИЯ (НЕДОСТАТКИ) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

17.

В уставах субъектов хозяйствования не определен порядок организации образовательного и воспитательного процессов

пункт 5 Правил безопасности ДОДиМ

18.

Программы объединений
по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины не представляются на согласование структурным подразделениям местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования

абзац 4 пункта 7 статьи 235 Кодекса
об образовании

пункт 38 Положения об учреждении ДОДиМ

19.

В программы объединений
по интересам не включаются вопросы безопасной жизнедеятельности обучающихся

абзац пятый пункта 18 Правил безопасности ДОДиМ

20.

Прием (зачисление) лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи осуществляется без принятия заявлений

пункт 1 статьи 230 Кодекса
об образовании

21.

Не издаются приказы о приеме (зачисление) лиц на обучение

пункт 44 Положения об учреждении ДОДиМ

22.

Не разрабатываются и не ведутся  журналы планирования и учета работы объединения по интересам

пункт 19 Положения об учреждении ДОДиМ

23.

С учащимися в течение учебного года
не проводится воспитательная работа

пункты 21 и 22 Положения об учреждении ДОДиМ

24.

Не разрабатываются и (или)
не утверждаются руководителем расписания занятий

пункт 18 Положения об учреждении ДОДиМ

25.

На информационном стенде и на официальном сайте не размещаются правила безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

пункт 13 Правил безопасности ДОДиМ

26.

Не определяется уполномоченное лицо за контролем пропускного режима в дневное время

пункт 11 Правил безопасности ДОДиМ

27.

Не разрабатывается инструкция о пропускном режиме

пункт 20 Правил безопасности ДОДиМ

НАРУШЕНИЯ (НЕДОСТАТКИ) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

28.

Не издаются приказы о приеме (зачисление) лиц на обучение

пункт 31 Положения об учреждении дополнительного образования взрослых, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь  
от 10 октября 2022 г. № 379

29.

Не разрабатывается  инструкция
о пропускном режиме

подпункт 3.4 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании;

пункт 4 Правил безопасности ДОВ

30.

Оборудование, используемое в образовательном и воспитательном процессах, не укомплектовано эксплуатационными документами организаций-изготовителей

подпункт 3.4 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании;

пункта 11 Правил безопасности ДОВ

31.

Не обеспечивается безопасность участников образовательного процесса  при организации воспитательной работы во внеучебное время

глава 5 Правил безопасности ДОВ

32.

Не выдаются документы государственного образца, подтверждающие освоение содержания соответствующей образовательной программы

пункт 1 статьи 91 Кодекса
об образовании

33.

Не ведется книга учета и выдачи документов об обучении

пункты 100 и 102 Инструкции о порядке заполнения документов
об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета
и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274

 

 

Версия сайта для слабовидящих