АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «БУДЬ ГОТОВ!»
Цель методики
Содействовать формированию у старшеклассников осознания своей готовности к различным видам профессионального труда, как возможным альтернативным вариантам выбора профессии или образовательного маршрута не только в типичных, но и в непредсказуемых ситуациях рыночных отношений.
В условиях рыночных отношений для выпускников общеобразовательных учреждений жизненно важной становится психологическая (да и профессиональная) готовность уже не к одному выбору единственной профессии на всю жизнь, а и удовлетворение альтернативных профессиональных ожиданий и профессиональных выборов ещё на школьной семье.
Организация проведения и основные этапы.
Этот опросник можно использовать при работе с классом (группой), а можно – в индивидуальной профконсультатции. В последнем случае её возможности расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора.
Так же, как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Её главная цель – активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что, так или иначе, будет способствовать успешности профессионального самоопределения и психологической готовности к принятию ценностно-нравственных карьерных решений как в типичных, так и в непредсказуемых ситуациях.
Приведем следующий алгоритм игры.
Табл.1
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.О. учащегося ________________________________________________________________
Класс ________________ школа ________________________ дата _______________________
Номера трудовых действий |
Самооценка |
Соответствие норме |
Четыре профессии |
|
1 |
|
|
1._______________ |
2._________________ |
2 |
|
|
||
3 |
|
|
||
4 |
|
|
||
5 |
|
|
||
6 |
|
|
||
7 |
|
|
||
8 |
|
|
||
9 |
|
|
||
10 |
|
|
||
11 |
|
|
||
12 |
|
|
||
13 |
|
|
||
14 |
|
|
||
15 |
|
|
||
16 |
|
|
||
17 |
|
|
||
18 |
|
|
3.________________ |
4._________________ |
19 |
|
|
||
20 |
|
|
||
21 |
|
|
||
22 |
|
|
||
23 |
|
|
||
24 |
|
|
||
25 |
|
|
||
26 |
|
|
||
27 |
|
|
||
28 |
|
|
||
29 |
|
|
||
30 |
|
|
||
31 |
|
|
||
32 |
|
|
||
33 |
|
|
||
34 |
|
|
||
ИТОГО |
|
Инструкция
Вы должны оценить, можете ли вы выполнить каждое из этих действий на данном этапе своего развития, используя для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если действие для вас представляется трудным, то ставится невысокий балл. Если вы считаете, что легко справитесь, то можно поставить высокий балл. Нужно обратить особое внимание учащихся на то, что речь идет не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях выполнять трудовые действия не только в желаемых типичных ситуациях, но и в непредвиденных, непредсказуемых ситуациях. Все баллы проставляются в графе «Самооценка».
Перечень трудовых действий помещен в приложении 1.
Приложение 1
Перечень основных трудовых действий к опроснику «Будь готов!»
1.0. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.
Таблица 2 «Примерные нормы»
Номера трудовых действий и сами действия |
Девушки |
Юноши |
1. (Следить за экраном, за приборами) |
4-8 |
4-8 |
2. (Тексты) |
3-7 |
3-7 |
3. Расчеты |
2-6 |
4-7 |
4. Чертить |
2-7 |
5-8 |
5. Писать |
6-9 |
5-9 |
6. Говорить |
5-8 |
2-6 |
7. Нравиться |
6-9 |
4-7 |
8. Дисциплина |
3-8 |
2-8 |
9. Управлять техникой |
5-8 |
6-9 |
10. Обрабатывать вручную |
3-7 |
4-8 |
11. Работать на природе |
5-8 |
6-9 |
12. Запоминать |
3-6 |
3-7 |
13. Разъезжать |
5-9 |
4-8 |
14. Переключать внимание |
5-8 |
5-7 |
15. Проверять |
4-8 |
3-6 |
16, Осторожность |
6-9 |
4-8 |
17. Грязная работа |
1-6 |
1-5 |
18. Однообразие |
lr-6 |
2-6 |
19. Насмешки |
2-5 |
2-6 |
20. Физические нагрузки |
3-7 |
4-8 |
21. Организовывать |
4-7 |
3-6 |
22. Иностранный язык |
6-9 |
2-6 |
23. Постоять за себя |
6-9 |
5-7 |
24. Не обманывать... |
3-6 |
2-6 |
25. Не принимать близко к сердцу |
3-7 |
3-6 |
26. Без выходных... |
2-5 |
3-7 |
27. Ответственность |
4-7 |
4-8 |
28. Взаимодействие с коллегами |
6-9 |
4-8 |
29. Мечтать... |
6-9 |
6-8 |
Вопросы-действия |
Девушки |
Юноши |
30. Быть в форме... |
5-8 |
6-8 |
31. Свято верить... |
6-9 ' |
4-8 |
32. Придумывать |
5-8 |
4-8 |
33. Создавать красоту |
6-9 |
4-7 |
34. Быть проворным |
4-8 |
5-8 |
Конечно, выводы о завышенной или заниженной самооценке носят очень условный и приблизительный характер, ведь некоторые подростки вполне могут быть способны с успехом выполнять самые разные действия («таланты!») и их простое соотнесение со статистической нормой ни о чем не говорит. Тем более, что представленные в опроснике нормы очень далеки от совершенства и служат не столько для психодиагностики, сколько для активизации самопознания.
Рассмотрение подобных видов деятельности лучше провести как полушутку... В условиях псевдодемократии нередко именно такие виды и способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и педагог-психолог должен проявить к ним очень даже нешуточное внимание, иначе такие виды деятельности будут обсуждать с подростками совсем иные «педагоги» и «психологи»...
Не бойтесь обсуждать с подростками подобные ориентации. Ведь все равно подростки живо обсуждают их в своей среде. Так пусть лучше профессиональные педагоги-психологи держат эти обсуждения хоть под каким-то своим контролем...
Приложение 2
Меню профессий
При работе с классом можно каждому школьнику проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям. На бланке ответов, справа от выписанных баллов и их соотнесения с нормами весь оставшийся лист делится на четыре части. В каждой из этих частей оценивается готовность учащегося к какой-либо профессии (см. пример определения готовности к профессии «программист» в таблице 3).
Таблица 3 «Пример определения готовности к профессии «программист»
Номера трудовых действий |
Названия действий |
Значимость действий для профессии |
Самооценка готовности к действиям |
Вероятность готовности к действиям |
Программист |
||||
1 |
следить за приборами |
2 х |
7 = |
14 |
3 |
выполнять расчеты |
4 х |
5 = |
20 |
18 |
переносить монотонную работу |
2 х |
3 = |
6 |
28 |
уметь работать в коллективе |
1 х |
2 = |
2 |
32 |
придумывать новое |
1 х |
5 = |
5 |
Сумма произведений по всем действиям = 47 % |
С учетом заниженной самооценки подростка показатель его готовности умножается на корректировочный коэффициент: 47 х 1,3 = 61,1 %
Рассмотрим на примере порядок оценки своей готовности к профессии «программист». Само название профессии записывается в бланк ответов. В перечне профессий отыскивается профессия «программист», где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах (см. таблица 4 «Набор профессий»). Все это записывается в бланк (номера трудовых действий, характерных для профессии программист, т.е. соответствующие этим действиям номера вопросов и показатели значимости данных действий для успешной работы программиста - см. таблицу 3 «Пример определения готовности к профессии "программист"».
Далее справа, рядом с показателями значимости записываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, 1-й вопрос (следить за показаниями приборов...) - 7 баллов; 3-й вопрос (выполнять расчеты) - 5 баллов; 18-й вопрос (переносить однообразную работу...) - 3 балла и т.д. После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка, а полученные результаты суммируются. Общий показатель (процент) готовности подростка к профессии выписывается внизу. Если он ниже 60-70%, то могут возникнуть сомнения в готовности к данной профессии.
Наконец, учитывается, насколько самооценка подростка была нормальной, завышенной или заниженной. Если самооценка оказалась завышенной, то полученный показатель готовности к профессии «программист» умножается на корректировочный коэффициент 0,7, если заниженной - на 1,3, а если самооценка оказалось нормальной, то никаких корректировок показателя готовности можно и не делать[8]; В нашем примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47% с учетом заниженной самооценки был умножен на корректировочный коэффициент 1,3 и в итоге получилось 61,1%, что близко к нормальной готовности. В таблице 5 приведен вариант заполненного бланка со всеми ответами и вычислениями.
При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3-5 чел.) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.
Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и даже необходимость выполнения такой работы (своеобразное «надо»). После зачитывания педагогом-психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов.
К сожалению, для подведения итогов и, в частности, для определения самооценки в методике предлагаются примерные нормы, относящиеся лишь к способностям учащихся. Но при желании педагоги-психологи могут получить такие нормы для своих регионов[9].
При индивидуальной работе есть возможности оценить не только способности, но и желание и необходимость заниматься такой работой как в типичных так и в непредсказуемых ситуациях.
Таблица 4
Набор профессий
Цифры слева показывают номера наиболее характерных для данной профессии трудовых действий (см. «Перечень трудовых действий»), а цифры справа - значимость этих действий для успешной работы по рассматриваемой профессии (заметим, что сумма всех показателей значимости всегда равна десяти, т.е. как бы 100%, что позволяет более корректно рассчитывать вероятность успешной работы по профессии в целом). По своему усмотрению каждый психолог, использующий данный опросник, может усовершенствовать соотношения действий и показателей их значимости для данных профессий.
1. Автослесарь 7-2 9-1 10-3 15-2 17-2 |
2. Агроном 2-1 5-3 11-2 20-2. 21-1 26-1 |
3. Артист драмтеатра 2-1 6-2 13-1 19-1 26-1 30-2 33-2 |
4. Археолог, этнограф 2-2 5-1 10-1 11-1 13-1 17-1 18-1 20-1 22-1 |
5. Библиотекарь 2-2 5-2 7-2 7-2 18-3 22-1 |
6. Бомж, попрошайка 6-1 7-1 16-2 17-3 19-2 20-1 |
7. Водитель автобуса 9-2 14-2 16-2 19-1 20 -1 23-1 26-1 |
8. Водитель междугородних рейсов 9-1 10-1 12-1 13-1 14-1 16-1 18-2 22-1 23-1 |
9. Воспитатель в детском саду 6-4 14-1 21-3 24-1 32-1 |
10. Врач-терапевт 5-1 6-2 7-1 12-1 15-2 17-1 19-1 26-1 |
11. Врач-хирург 6-1 10-2 14-1 15-1 16-1 19-1 20-1 26-1 27-1 |
12. Геолог 5-1 9-1 11-2 13-1 16-1 17-1 20-2 28-1 |
13. Дизайнер (техническая эстетика) 3-1 4-4 18-1 32-1 33-3 |
14. Домохозяйка 7-1 17-1 19-1 21-1 23-1 26-1 30-1 33-1 34-1 |
15. Животновод 10-1 16-1 17-4 20-1 26-2 34-1 |
16. Инженер 1-1 3-3 9-1 15-1 18-1 28-3 |
17. Инспектор ГИБДД 6-1 11-2 14-2 15-1 16-2 19-1 . 26-1 |
18. Кассир 3-4 7-1 19-3 23-1 24-1 |
19. Квартирный вор 10-2 12-1 15-1 16-2 19-1 23-1 25-2 |
20. Коммерсант 3-2 7-2 13-1 16-1 19-1 21-1 27-2 |
21. Конструктор 3-2: 4-2 9-1 10-1 13-1 15-1 32-2 |
22. Продавец-менеджер 3.-1 7-1 12-1 13-1 - 14-1 16-3 19-2 |
23. Лесник, инспектор рыбнадзора 10-3 11-3 16-1 17-1 20-2 |
24. Летчик (пилот) 1-1 9-2 13-2 16-1 18-1 20-2 28 -1 |
25. Манекенщица 6-2 13-2 19-1 26-1 30-3 33-1 |
26. Мастер телеателье 7-1 10-5 15-3 18-1 |
27. Матрос, рыбак 8-1 10-2 11-1 13-2 16-1 17-1 20-1 28-1 |
28. Машинист поезда 1-1 9-3 10-2 13-1 17-2 18 -1 |
29. Металлург 9-1 10-1 16-2 17-2 20-3 28-1 |
30. Монах 8-1 11-1 17-1 18-1 29-2 30-1 31 - 3 |
31. Офицер армии 6-1 8-1 9-1 11-1 16-1 20-1 26-1 27-2 30-1 |
32. Официант 3-2 7-3 12-1 17-1 19-1 22-1 24-1 |
33. Парикмахер 7-2 10-1 17-1 19-1 20-2 32-1 33-2 |
34. Переводчик 2-1 5-2 12-1 15-1 18-2 22-3
|
35. Писатель, поэт, журналист 2-1 5-1 6-1 13-1 19-1 24-1 26-1 29-1 31-1 33-1 |
36. Повар (ресторан) 7-1 10 – 3 15 – 1 17 – 3 20 – 1 34 - 1 |
37. Пограничник 8-2 9-1 11-1 16-2 20-1 26-1 27-1 30-1 |
38. Пожарник, спасатель 8 -1 9-1 14-1 16-2 17-1 20-1 27-1 30-2 |
39. Политический деятель, дипломат 6-1 13-2 16-1 19-2 22-1 23-1 24-1 |
40. Портной 4-1 7-3 10-4 15-1 33-1 |
41. Приемщица белья 3-2 7-2 15-5 19-1 |
42. Программист 1-2 3-4 18-2 28-1 32-1 |
43. Продавец 3-1 7-2 11-1 15-1 17-1 19-2 20-1 24-1 |
44. Проводник ж/д поезда 6-1 7- 10-1 13-2 17-1 19-1 20-1 |
45. Проститутка 7-2 16-1 17-1 19-2 20-1 22-1 25-1 30-1 |
46. Психолог 6-3 7-1 15-1 19-1 21-1 24-1 32-2 |
47. Редактор 2-3 5-1 15 -1 18-2 22-1 24-1 33-1 |
48. Руководитель, менеджер 6-1 13-1 15-1 19-2 21-3 23-1 26-1 |
49. Рэкетир 3-1 8-1 14-2 16-2 19-1 25-2 30-1 |
50. Священник 2-1 6-1 7-1 19-1 24-1 26-1 29-1 30-1 31-1 |
51. Секретарь-референт 2-1 3-1 5-2 7-1 12-2 19-1 22-1 26 -1 |
52. Сельский механизатор 9-2 10-1 11-2 17-1 20-2 26-1 34-1 |
53. Слесарь-ремонтник 9-1 10-3 15-1 16-2 17-2 20-1 |
54. Спортсмен-профессионал (командный спорт) 13-2 14-1 16-1 19-1 20-3 26-1 28-1 |
55. Станочник (токарь, фрезеровщик) 3-1 9-5 10-1 15.-2 34-1 |
56. Строитель-монтажник 10-2 11-1 16-1 17-2 20-3 26-1 |
57. Стюардесса 6-1 7-2 13-2 14-1 19-1 20-2 22-1 |
58. Таксист 7-2 9-1 12-1 14-2 16-1 19-1 23-1 26-1 |
59. Телохранитель, охранник 7-1 8-1 14-3 16-2 19-1 25-1 30-1 |
60. Торговец наркотиками 7-2 8-1 12-1 16-2 17-1 19-1 25-2 |
61. Участковый милиционер 12-2 15-1 16-2 19-2 23-1 26-1 |
62. Ученый-теоретик (биолог) 2-2 5-2 22-1 26 -1 29-1 31 -1 32-2 |
63. Ученый-экспериментатор (биолог) 2-2 3-1 5-1 11-1 15-1 24-1 29 -1 29-1 |
64. Учитель 2-1 5-2 6-3 15-1 19-1 21-1 23-1 |
65. Фотокорреспондент 11-1 12-1 14-2 16-2 20-1 22 -1 24-1 |
66. Художник 2 -1 4-1 7-1 17-1 24-1 26-1 29-1 31-1 |
67. Чиновник, служащий 2-2 5-3 7-1 13-1 15-1 18 – 1 21-1 |
68. Шахтер 9-1 10-1 16-3 17-2 20-2 34-1 |
69. Экономист 3-3 12-1 18-3 28-2 34-1 |
70. Экскурсовод-переводчик 2-1 6-2, 7-1 13-1 19-1 22-2 26-1 |
71. Ювелир 7-1 10-3 15-2 18-2 33 - 2 |
72. Юрист (адвокат) 2-1 6-1 7-2 12-1 13-1 16-1 19-1 24-2 |
Таблица 5
«Пример заполненного бланка ответов»
Номера вопросов |
Баллы – ответы учащегося |
Знак соотнесения с нормами |
Места для 4-х профессий
|
1 – 7 2 – 5 3 – 5 4 – 8 5 – 6 6 – 2 7 – 5 8 – 7 9 – 2 10 – 5 11 – 3 12 – 2 13 – 1 14 – 4 15 – 6 16 – 8 17 – 2 18 – 3 19 – 3 20 – 2 21 – 1 22 – 3 23 – 6 24 – 2 25 – 1 26 – 1 27 – 3 28 – 2 |
0 0 0 + 0 - 0 0 - 0 - 0 - - 0 0 0 0 0 0 - - 0 0 - 0 - - |
Программист
1-2х7=14 3-4х5=20 18-2х3=6 28-1х2=2 32-1х5=5
Сумма = 47%
47х1,3=61,1%
Ювелир
|
Руководитель
Таксист |
29 – 8 30 – 4 31 – 7 32 – 5 33 – 2 34 - 4 |
0 0 0 0 - 0 |
В итоге сумма знаков (-10) меньше нормы (от -5 до 6 баллов), что свидетельствует о возможной недооценке подростком своих возможностей
(∑ знаков = -10) |
[1]Педагог-психолог может по-своему уточнять и комментировать отдельные вопросы, что отличает данную методику от «настоящих» тестов, где подобные комментарии недопустимы
[2] При зачитывании данного вопроса целесообразно еще раз напомнить учащимся, что речь идет именно о способностях. Даже если грязная работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко сможет их выполнять, то ставить следует высокий балл самооценки. И наоборот, если действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас кто-то пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.
[3] Рассмотрение подобных видов деятельности лучше провести как полушутку... В условиях псевдодемократии нередко именно такие виды и способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и педагог-психолог должен проявить к ним очень даже нешуточное внимание, иначе такие виды деятельности будут обсуждать с подростками совсем иные «педагоги» и «психологи»...
[4] Еще раз обращаем внимание, не бойтесь обсуждать с подростками подобные ориентации. Ведь все равно подростки живо обсуждают их в своей среде. Так пусть лучше профессиональные психологи держат эти обсуждения хоть под каким-то своим контролем...
5 Даже это можно в корректной и тактичной форме рассмотреть со старшеклассниками. Нельзя педагогу-психологу уходить от реальных проблем самоопределения, только рассматривать эти проблемы следует максимально тактично!
[7] К сожалению, и подобные виды деятельности актуальны для подростков. Только обсуждать это следует в максимально корректной форме: не морализировать, но и не поощрять такие ориентации.
[8] Естественно, и такого ряда корректировки («уточнения») являются очень условными и служат не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с самой логикой размышлений о свой готовности к тем или иным профессиям.
[9] Порядок получения таких норм представлен в пособиях: Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Киев: Наукова думка, 1989; Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Цели и задачи профориентационной работы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
ПОДРОБНЕЕ: ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (методические рекомендации)
УО «Борисовский государственный политехнический колледж» ул.Гагарина, 68, 74-49-66 74-49-70 (факс)
Электронный адрес: www.bgpk.of.by/index.php?option=com_content&task=view&id=164&Itemid=9
Обеспечивает получение среднего специального образования с дневной и заочной формой обучения.
Обучение осуществляется на 6 отделениях:
222520, Минская область,
г.Борисов, ул.Орджоникидзе, 9
тел./факс 8-0177-76-22-08
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.rooborisov.by
Отдел образования, спорта и туризма Борисовского райисполкома сообщает, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании у Вас имеется возможность создать учреждение дошкольного образования частной формы собственности (частный детский сад). Отдел образования, спорта и туризма Борисовского райисполкома окажет необходимую помощь в организации работы частного детского сада. Более подробная информация по тел. 73 92 11
Подписаться на наши новости